Кафедра дисциплин технологического менеджмента

Документы по кафедре


п/п
Наименование документа

19.03.02 Продукты питания
из растительного сырья

19.03.03 Продукты питания
животного происхождения
 19.03.04 Технология продукции
и организация общественного питания
1. Положение о структурном подразделении        
 2.  Списочный состав сотрудников кафедры      
3. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования  Документ  Документ  Документ
4. Список дисциплин, закрепленных за кафедрой        
5. Основная образовательная программа Документ    Документ
6. Программы практик      
  - учебная     Документ
  - производственная     Документ
  - преддипломная     Документ
  - научно-исследовательская      
7. Государственная итоговая аттестация Документ    Документ

 


 Аннотация рабочих программ по дисциплинам, закрепленным за кафедрой:

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ» цикла ЕН составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов технологических специальностей всех форм обучения.

Курс неорганической химии строится таким образом, чтобы дать студентам представление о свойствах соединений химических элементов, основанное на Периодическом законе Д.И. Менделеева, с использованием современных сведений о строении вещества и других вопросов теоретической химии. В курсе уделяется внимание проблеме распространенности и распределения элементов в земной коре, принципам переработки минерального сырья, а также оценке практического значения элементов и их соединений. Прослушав лекционный курс, студенты получат представление о современном состоянии и путях развития неорганической химии, о ее роли в получении неорганических веществ с заданными свойствами, создании современных технологий, о процессах, происходящих в природе и повседневной жизни. Курс неорганической химии имеет фундаментальное значение в становлении специалиста широкого профиля,  химика-исследователя и химика-преподавателя (вуза, школы). Преподавание должно быть поставлено таким образом, чтобы оно содействовало развитию научного мировоззрения студентов. В курсе неорганической химии подчеркивается роль отечественных ученых в развитии этой науки.

Цель дисциплины: формирование фундаментальных знаний по неорганической химии, умений и навыков экспериментальной работы.

Задачи дисциплины:

- сформировать теоретический фундамент современной химии как единой, логически связанной системы;

- расширить и закрепить базовые понятия химии, необходимые для дальнейшего изучения аналитической, органической и физической химии;

- сформировать умения и навыки экспериментальной работы, самостоятельной работы с научно-технической литературой;

- развить способности к творчеству, в том числе к научно-исследовательской работе, и выработать потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Дисциплина неорганическая химия в учебном плане специальности “Химия” входит в цикл общепрофессиональных дисциплин и базируется на учебном материале по химии, физике, математике, предусмотренном программой средней школы.

 Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Аналитическая химия и физико-химические  методы анализа» цикла ЕН составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов технологических специальностей всех форм обучения.

Курс дисциплины «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» изучается студентами в соответствии с учебной программой. Аналитическая химия служит фундаментом ряда специальных дисциплин. Основными этапами изучения дисциплины студентами заочной формы обучения являются: работа с учебной и учебно-методической литературой, выполнение двух контрольных работ, практическая реализация теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ во время лабораторно-экзаменационной сессии.

Цель изучения дисциплины «Аналитическая химия»: получение знаний о принципах и методах идентификации и определения атомного, молекулярного, ионного, вещественного и фазового состава веществ, а также его химической структуры.

Особое значение аналитическая химия имеет для специалистов пищевых производств. Определение качества и биологических свойств пищевых продуктов и продовольственного сырья для их изготовления, а также контроль их экологической безопасности базируется на данных о химическом составе и химической структуре.

Контрольные работы составлены в полном соответствии с государственным образовательным стандартом и требованиями к обязательному минимуму содержания образовательной программы по направлению подготовки дипломированного специалиста по дисциплине «Аналитическая химия».

Главными разделами курса аналитической химии являются: химический качественный анализ и химические методы количественного анализа (контрольная №1); физико-химические и физические методы анализа (контрольная работа №2).

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Экология» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения.

«Экология» является естественно научной учебной дисциплиной, целью изучения которой в университете является приобретение знаний о взаимоотношениях человека и общества со средой обитания в соответствии с государственным образовательным стандартом содействует формированию мировоззрения и системного мышления.

Целью преподавания дисциплины «Экология» является получение студентами представлений о механизмах воздействия человека на биосферу, принципах рационального природопользования, а также обеспечение органической связи экологического образования с профессиональной подготовкой.

Задачи изучения дисциплины:

- дать основы: понятию экологии, как научной основы природопользования; сведения о биосфере и ноосфере, происходящих в них процессах; принципов рационального использования природных ресурсов и охраны природы; механизма вредного воздействия антропогенных факторов на ОПС.

- знать характер антропогенного воздействия на природу и причины возникновения глобальных и региональных экологических проблем. Научные и организационные основы организации природы и рационального ее использования.

- уметь анализировать и оценивать степень экологической опасности. Пользоваться правовой и нормативно-технической документацией по вопросам рационального использования природных ресурсов. Оценивать социально-эколого-экономическую эффективность природоохранных мероприятий.

- иметь навыки системного подхода к организации природоохранных мероприятий; применения различных методов защиты ОС от техногенных загрязнений.

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Биохимия» цикла ЕН составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов технологических специальностей всех форм обучения.

Курс дисциплины «Биохимия» изучается студентами в соответствии с учебной программой. Курс биологической химии является необходимой теоретической дисциплиной в подготовке специалиста пищевой промышленности. Необходимость изучения биохимии диктуется огромной ролью, которую она играет в настоящее время в пищевой промышленности, перерабатывающей растительное и животное сырье. Биохимия изучает особенности химического состава пищевых продуктов и процессы, происходящие при их производстве и хранении. Биохимия базируется на знаниях физики, неорганической, аналитической, органической, физической и коллоидной химий. Она завершает цикл химических дисциплин и служит основой для изучения специальных курсов по пищевой технологии

Биологическая химия является одной из фундаментальных дисциплин в подготовке инженера-технолога пищевых производств. Базируясь на знаниях, приобретенных, студентами в курсах физики, неорганической, физической, коллоидной, органической химии, биохимия предусматривает изучение принципов общей биохимии, закладывает основы знаний технологических процессов и подготавливает студентов к сознательному и глубокому усвоению научных основ товароведения, хранения и переработки зерна, технологии консервирования, технологии бродильного производства, технологии виноделия, технологии жиров, технология общественного питания, ихтиологии и других.

В процессе изучения общей биохимии студенты приобретают знания, которые базируются на достижениях последних лет этой фундаментальной науки.

В биохимию студента вводят основополагающие принципы молекулярной логики жизни. Общие закономерности в структуре клетки микроорганизмов, животных и растений позволяют понять сложный механизм функционирования клетки на молекулярном и субмолекулярном уровнях.

В результате изучения общей биохимии студенты приобретают знания о веществах, входящих в состав живых и растительных организмов, о роли белков, липидов, углеводов, витаминов, ферментов в обмене веществ и питании человека и животных.

Будущий специалист получает представление о роли биохимии в пищевой промышленности, о калорийности и усвояемости пищевых продуктов, о дополнительных факторах питания, о значении биохимии для развития рыболовства и ихтиологии.

Кроме овладения теоретическими знаниями студенты приобретают практические навыки и осваивают технику биохимических лабораторных работ. Приобретенные ими навыки и знания используются как для дальнейшего изучения специальных дисциплин, так и решения теоретических и практических задач в трудовой деятельности инженера-технолога пищевой промышленности.    

Знания, полученные в курсе "Биохимия", позволяют будущему специалисту обеспечить рациональное применение методов биохимии для контроля качества и сертификации продуктов питания.

Методическое значение курса биохимии заключается также в развитии у студентов технологических специальностей способностей самостоятельной работы со специальной литературой.

Рабочая учебная программа дисциплины «Органическая химия» является базовой (вариативной) частью профессионального (математического и естественно-научного) цикла учебного плана и составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки специалистов. Рабочая программа предназначена для студентов всех форм обучения.

Органическая химия является одной из фундаментальных дисциплин при подготовке специалиста-технолога пищевых производств. Знания, полученные при изучении органической химии, дадут возможность овладеть основами биохимии, микробиологии и дисциплин специального цикла.

Студент должен:

 - знать  теорию, уделить внимание изучению таких классов соединений как спирты, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, амины и амиды, окси- и аминокислоты, углеводы;

- уметь составлять схемы реакций получения органических соединений и реакций, характеризующих их химические свойства; на практике применять знания свойств органических веществ и навыки работы с органическими веществами и химической аппаратурой; проводить анализ и синтез органических соединений; работать с учебной и справочной литературой по органической химии.

Рабочая учебная программа дисциплины «Органическая химия в пищевых биотехнологиях» базовой (вариативной) части профессионального (математического и естественно-научного) цикла учебного плана составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки специалистов. Рабочая программа предназначена для студентов всех форм обучения.

Дисциплина «Органическая химия в пищевых биотехнологиях» является необходимым звеном при подготовке специалиста – технолога пищевых производств. Знания, полученные при изучении данной дисциплины, дадут возможность студенту составить правильное представление о химических превращениях основных компонентов пищи – белков, жиров и углеводов – в процессе производства и хранения пищевых продуктов, а также понять роль таких органических компонентов пищи как консерванты, красители, загустители и целый ряд других.

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Процессы и аппараты пищевых производств» цикла ЕН.В1 составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения.

Курс "Процессы и аппараты пищевых производств" является переходным от общеинженерного цикла дисциплин к специальному.

Особенность курса состоит в его комплексном характере. В этом курсе процессы изучаются с самых различных сторон - физико-химической, тепловой, гидромеханической и др. Наука о процессах и аппаратах имеет свой явно очерченный предмет, свои экспериментальные и расчетные методы и теоретические закономерности, новые физические методы обработки пищевых продуктов, задачи оптимизации, моделирования процессов и аппаратов и повышение их эффективности.

Основной целью учебной дисциплины «Процессы и аппараты пищевых производств» является:

- обучение студентов теоретическим основам процессов пищевой технологии;

- подготовка студентов к решению вопросов связанных с созданием, модернизацией и внедрением в промышленность современных высокоэффективных процессов, технологий, техники и материалов, способствующих повышению производительности, улучшению условий труда, экономии материальных и трудовых ресурсов.

Задачей дисциплины является:

- изучение и анализ закономерностей протекания основных процессов пищевых производств;

- изучение и анализ основ теории расчета и проектирования машин и аппаратов пищевых производств;

- изучение и анализ проблемных задач и вопросов, связанных с совершенствованием или созданием новых производств, включающих основные процессы и аппараты пищевой технологии;

- разработка проектов технологических линий, включающих процессы и аппараты с учетом механических, технологических, материаловедческих, экономических, экологических и эстетических требований.

В курсе «Процессы и аппараты» используются знания, полученные в общеинженерных дисциплинах для решения важных практических задач по расчету и проектированию аппаратов пищевых производств.

Современное учение о процессах и аппаратах опирается на проч­ный фундамент химии, физики, математики, ряда инженерных и экономичес­ких дисциплин: механики, теплотехники, электротехники, технической ки­бернетики, материаловедения, промышленной экономики и других смежных областей знания, которые  являются  базой курса. Однако как наука о процессах и аппаратах, имеет свой явно очерченный предмет, свои экс­периментальные и расчетные методы и теоретические закономерности.

В курсе «Процессы и аппараты пищевых производств» изучаются основ­ные процессы  пищевой  технологии и пути их осуществления в промыш­ленном производстве различных продуктов в конкретных технико-экономических условиях. При этом обращается особое внимание на их эко­номическую целесообразность.

По существу, курс является теоретической основой пищевой техно­логии, позволяющей проанализировать и рассчитать процесс, определить оптимальные параметры, разработать и рассчитать  аппаратуру для его проведения.

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Коллоидная химия наночастиц» цикла ЕН составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения.

Коллоидная  химия наночастиц является фундаментальной наукой в системе естественных наук, объединяющей, углубляющей и завершающей химическое образование специалистов-технологов для пищевой промышленности. Знания, полученные при изучении коллоидной химии наночастиц, являются базовыми для последующего изучения ряда специальных дисциплин.

Задачи изучения дисциплины:

- знать фундаментальные законы и основополагающие понятия коллоидной химии наночастиц;

- иметь теоретические основы для глубокого понимания современных сложных физико-химических процессов, используемых в технологиях пищевых произ­водств при получении продуктов питания;

- овладеть методами исследования и приобрести экспериментальные навыки работы с современным оборудованием лаборатории коллоидной химии наночастиц.

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Микробиология» цикла ЕН.В1 составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения.

Микробиология – одна из биологических наук, изучающая строение, жизнедея­тельность, закономерности и условия развития микроскопических организмов, видимых только с помощью увеличительных приборов (микроскопов).

Курс "Микробиология" имеет важное значение в подготовке специалистов технологов, являясь в комплексе с органической, коллоидной и биологической химией базой для изучения специальных дисциплин.

Задачей курса является ознакомление студентов с внешним видом, строением и функциями микроорганизмов, с их распространением в природе и их ролью в процессах превращения органических и минеральных веществ. Студенты должны основательно ознакомиться с факторами, определяющими жизнедеятельность микроорганизмов, с их значением в технологическом процессе хранения и переработки пищевого сырья и задачами микробиологического контроля на предприятиях пищевой промышленности.

Технологу необходимо учитывать значение качественного и количественного состава микрофлоры сырья, полуфабрикатов и готовых продуктов; необходимо усвоить, что улучшение качества и повышение выхода продукции в ряде производств находится в прямой зависимости от умения регулировать микробиологические процессы путём изменения условий внешней среды.

Технолог должен обратить особое внимание на изучение различных видов микроорганизмов, используемых в пищевой промышленности, а также тех процессов, которые вызываются этими микроорганизмами.

Изучение курса  микробиологии проводится путем самостоятельной работы студента и очных занятий. В процессе самостоятельной проработки теоретического материала по рекомендуемой литературе студент должен прежде всего основательно изучить общие главы программы по микробиологии, а затем детально разобраться в вопросах, относящихся к специальным разделам в соответствии со своей специализацией. Получив ясное представление об изучаемом предмете, студент выполняет контрольную работу.

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Пищевая химия» цикла ОПД  составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности: 260202  Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения. Изучается студентами полной заочной формы обучения на 4 курсе.

Целью преподавания дисциплины “Пищевая химия” является изучение основных пищевых веществ и их роли и превращениях в пищевой технологии и питании человека.

Общие теоретические положения рассматриваются в соответствии с последними достижениями науки о питании, неорганической, физической, коллоидной, органической и биологической химии и опираются на то новое, что внесла биотехнология в производство пищевых продуктов.

К задачам дисциплины относятся:

- изучение химического состава пищевых систем (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия), их полноценности и экологической безопасности;

- усвоение теоретических основ о превращениях макро- и микронутриетов, пищевых и биологически активных веществ, а также посторонних веществ в технологиях пищевых продуктов;

- ознакомление с теоретическими основами выделения, фракционирования и модификации компонентов пищевого сырья;

- ознакомление с методами анализа и исследования пищевых систем, их компонентов, пищевых и биологически активных веществ, вредных веществ;

- усвоение теоретических основ рационального питания;

- получение навыков определения пищевой ценности пищевых продуктов, в том числе энергетической ценности, биологической ценности белков продуктов, биологической эффективности жиров продуктов.

Пищевая химия – дисциплина, значение которой возрастает с каждым годом. Знание основ пищевой химии даст возможность технологам решить один из важнейших вопросов современности – обеспечение населения  качественными продуктами питания.

Рабочая учебная программа дисциплины «Физическая и коллоидная химия» вариативной части математического и естественнонаучного цикла учебного плана составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки специалистов по специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий». Рабочая программа предназначена для студентов всех форм обучения.

Физическая и коллоидная химия являются фундаментальными науками в системе естественных наук, объединяющими, углубляющими и завершающими химическое образование специалистов-технологов для пищевой промышленности. Знания, полученные при изучении физической и коллоидной химии, являются базовыми для последующего изучения ряда специальных дисциплин.

Задачи изучения дисциплины:

- знать фундаментальные  законы и основополагающие понятия физической и коллоидной химии;

-иметь теоретические основы для глубокого понимания чрезвычайно сложных физико-химических процессов, используемых в технологиях пищевых производств при получении продуктов питания;

-    овладеть методами исследования и приобрести экспериментальные навыки работы с оборудованием лаборатории физической и коллоидной химии.

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания» цикла ЕН.В1 составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения.

Цель изучения дисциплины «Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания»: получение знаний о видах опасностей и методах аналитического контроля природных и антропогенных токсикантов в продовольственном сырье и продуктах питания.

Изучение способов детоксикации вредных веществ в продовольственном сырье и продуктах питания. Теоретически изучить возможные источники, компоненты, факторы, влияющие на загрязнение продовольственного сырья и пищевых продуктов. Рассмотреть и изучить метаболизм чужеродных  соединений. Научить студентов правильно читать и понимать нормативные документы по контролю безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья.

Овладеть схемой проведения испытаний при оценке безопасности продовольственного сырья и продуктов питания в производственных лабораториях.

Задачи изучения дисциплины. Основными этапами изучения дисциплины студентами заочной формы обучения являются: работа с учебной и учебно-методической литературой, выполнение контрольной работы, практическая реализация теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ во время лабораторно-экзаменационной сессии.

Контрольная работа составлена в полном соответствии с государственным образовательным стандартом и требованиями к обязательному минимуму содержания образовательной программы по направлению подготовки дипломированного специалиста по дисциплине «Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания».

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Введение в технологии продуктов питания» цикла ЕН.В1 составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202 - Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения.

Целью преподавания дисциплины «Введение в технологии пищевых продуктов» является изучение закономерностей, лежащих в основе технологических процессов производства продуктов питания. Закономерности - теоретические понятия процессов пищевой технологии объясняют сущность получения пищевых продуктов, резко отличных по своей структуре от перерабатываемого сырья.

Общие теоретические положения рассматриваются в соответствии с последними достижениями науки и техники в области биотехнологии, пищевой химии, процессов пищевых производств, эффективности технологических схем.

Учебная дисциплина «Введение в технологии продуктов питания» имеет практическую направленность и проводится в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами.

Современные прогрессивные технологии продуктов питания базируются на знании фундаментальных дисциплин. Процессы, происходящие при производстве продуктов питания возможно познать и регулировать при условии знания законов физики, химии, биологии, микробиологии, теплотехники, термодинамики и т.д.

Знание  теоретических  основ  производства  продуктов  питания способствует созданию новых эффективных технологических схем переработки сырья, в том числе по безотходной технологии, созданию продуктов питания повышенной пищевой ценности, с регулируемым химическим составом.

Основы технологии хлеба, кондитерских и макаронных изделий, пищеконцентратов и других продуктов длительного хранения, основы технологии продуктов виноделия, сахара, крахмала и крахмалопродуктов, пивобезолкагольных продуктов, жиров, консервов изложены в работах отечественных и зарубежных ученых, основные из которых представлены в списках рекомендуемой литературы. 

Дисциплина «Введение в технологии пищевых продуктов» по своему содержанию предусматривает знание законов физики, химии, биологии, термодинамики и других фундаментальных дисциплин и предшествует изучению специальных дисциплин по технологии зерна и производства муки, технологии хлеба, макаронных и кондитерских изделий, сахара, крахмала и крахмалопродуктов, вина, пивобезалкогольных напитков, жиров, консервирования плодов и овощей.

Дисциплина рассматривает научно-теоретические основы технологических процессов в пищевой промышленности. В программу входит изучение тепловых, массообменных, химических, биохимических и микробиологических процессов, ответственных за различного рода превращения в сырье при его обработке и, следовательно, определяющих свойства и качество готового продукта.

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Общая технология пищевых производств» цикла ДС.В4 составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения.

Цели изучения дисциплины:

 – получение студентом знания технологий производства основного и дополнительного сырья, используемого при выработке хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий;

- приобретение студентом умения осуществлять технохимический контроль сырья;

- ознакомление студента с новыми стандартами на методы контроля и нормами качества сырья в соответствии с действующими стандартами.

Предметом изучения являются пищевые продукты, применяемые в качестве сырья при производстве хлеба, кондитерских и макаронных изделий.  К ним относятся мука, вода, дрожжи, крахмал, патока, жиры и другие продукты. Значительная часть из перечисленных продуктов является общим сырьем для трех названных производств, что и послужило основанием для выделения данного курса в качестве общего для трех специализаций (260202.01; 260202.02; 260202.03).

В дисциплине «Общая технология пищевых производств» изучаются основы технологии пищевых продуктов, состав пищевых продуктов и свойства их основных компонентов, требования предъявляемые к качеству пищевых продуктов, основы хранения и консервирования сырья и продуктов питания.

В соответствии с учебным планом обучения студентов по специальности 260202 дисциплина «Общая технология пищевых производств» изучается студентами полной заочной формы обучения на 4 курсе. 

Теоретическую часть дисциплины студенты изучают самостоятельно. Изучение материала проводится путем проработки специальной литературы, рекомендованной в данных методических указаниях. Кроме того, следует регулярно просматривать специальную периодическую литературу – отраслевые журналы, реферативные выпуски, обзоры, где публикуются новейшие сведения по технологии.

О результатах самостоятельной проработки учебного материала студент должен отчитаться, выполнив контрольную работу.

В период сессии студентам читают лекции по наиболее важным разделам программы. Только прослушивание лекций без самостоятельной проработки материала по программе дисциплины недостаточно для ее усвоения.

Во время сессии студент должен также выполнить лабораторные работы.

Таким образом, в изучение дисциплины «Общая технология пищевых производств» входит:

  1. Самостоятельное усвоение материала в соответствии с методическими указаниями.
  2. Выполнение контрольной работы, которые представляются для проверки и рецензируются преподавателем.
  3. Прослушивание во время лабораторно-экзаменационной сессии лекций по отдельным, наиболее важным разделам.
  4. Выполнение  лабораторных работ.
  5. Сдача экзамена.

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Реология сырья, полуфабрикатов и заготовок изделий хлебопекарного, кондитерского и макаронного производств» цикла СД  составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения.

Дисциплина «Реология сырья, полуфабрикатов и заготовок изделий хлебопекарного, кондитерского и макаронного производств» базируется на знаниях, приобретенных студентом при изучении естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Цель изучения дисциплины студентом – получение знаний по реологии сырья, полуфабрикатов и заготовок изделий хлебопекарного, кондитерского и макаронного производств, которые используются при выполнении учебно-исследовательской работы, курсовых и дипломных проектов и работ, а также в дальнейшей трудовой деятельности в соответствии с избранной специальностью.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- основы реологии как науки, изучающей сущность физических явлений, происходящих в процессах переработки вязкоупругих и вязкопластичных материалов;

- реологические характеристики сырья, полуфабрикатов и готовых изделий и их взаимосвязь с показателями качества;

- влияние реологических свойств сырья и полуфабрикатов на выбор технологического оборудования;

- основные научно-технические проблемы, а также тенденции развития технологических процессов и оборудования хлебопекарного, кондитерского  и макаронного производств.

Студент должен уметь:

  - применять полученные знания в дальнейшей самостоятельной работе в промышленности и научно-исследовательских организациях;

- осуществлять обоснованный выбор технологического  оборудования с учетом реологических свойств сырья и полуфабрикатов;

- использовать связь между реологическими свойствами и качеством  готовых изделий;

- пользоваться приборами для определения реологических свойств полуфабрикатов хлебопекарного, кондитерского и макаронного производств в лабораторных условиях;

- использовать современные приборы и методики, в том числе на базе персональных компьютеров для оценки реологических характеристик сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

- использовать прикладные программы для получения, обработки и интерпретации данных реологических исследований.

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» цикла ЕН.В1 составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения.

Целью изучения дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» является формирование у студентов знаний, умений и навыков в области метрологии, технического регулирования для обеспечения безопасности и качества пищевого сырья, а также выработанной из него продукции.

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Пищевые и биологически активные добавки» цикла ЕН.В1 составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования  для студентов всех технологических специальностей очной и заочной форм обучения.

Рабочая программа дисциплины «Пищевые и биологически активные добавки» предназначена для подготовки инженеров пищевой промышленности всех технологических специальностей.

  Целью изучения дисциплины «Пищевые и биологически активные добавки» является формирование необходимых теоретических знаний об основных микроингредиентах (пищевых и биологически активных добавках), их классификации, составе, роли в пищевых технологиях и питании, оценке с позиции токсикологии и медико-биологических требований.

  Полученные при изучении настоящего курса знания позволяют обеспечить подготовку специалистов в области производства продуктов питания, отвечающих международным требованиям и способных решать сложные задачи, связанные с разработкой и реализацией современных технологий получения безопасных и качественных пищевых продуктов.

  Задачи дисциплины:

- ознакомить студентов с современными представлениями о роли пищевых и биологически активных добавок в создании продуктов питания;

- изучить их современную классификацию, требования безопасности;

- дать необходимые сведения об основных группах пищевых добавок, обеспечивающих внешний вид, текстуру, вкус и аромат, сохранность продуктов питания;

- ознакомить студентов с современной цифровой кодификацией пищевых добавок с литерой «Е»;

- обосновать роль биологически активных добавок в современном питании и при создании функциональных продуктов питания;

- подробно рассмотреть технологические функции и механизмы действия пищевых добавок, способы их внесения и эффективность использования с позиции современных представлений о составе, строении и взаимодействии с другими компонентами пищевого сырья, их поведении в пищевых системах;

- дать представления о стандартизации и сертификации пищевых и биологически активных добавок.

  Дисциплина «Пищевые биологически активные добавки» тесно связана с дисциплинами «Пищевая химия», «Пищевая биотехнология», «Физиология питания», «Безопасность сырья и пищевой продукции», «Товароведение продовольственных товаров».

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Проектирование предприятий» цикла СД составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202  Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения.

Главной задачей дисциплины является подготовка студентов к выполнению курсового и дипломного проектов, а в дальнейшем к самостоятельной работе в промышленности и проектно-конструкторских организациях. Специалист должен уметь размещать технологические линии новых и реконструируемых предприятий, производить необходимые расчеты и осуществлять авторский надзор за реализацией проектных решений.

  Проектирование должно осуществляться с использованием вычислительных комплексов, обеспеченных общеотраслевой базой данных и позволяющих:

- проводить расчеты и выбирать оборудование, компоновать его в соответствии с выбранными технологическими схемами производства с
использованием оптимальных программ на ПК;

- разрабатывать системы гибкого управления технологическими процессами производства хлеба, макаронных; кондитерских изделий с учетом свойств
сырья и вырабатываемого ассортимента изделий;

- автоматизировать процесс разработки технической документации с использованием систем документирования в составе информационного комплекса согласно нормативам и требованиям.

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Производственная санитария и гигиена труда» цикла ЕН.В1  составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения.

Дисциплина «Производственная санитария и гигиена труда» базируется на знаниях, приобретенных студентом при изучении естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Цель изучения дисциплины студентом – получение знаний по производственной санитарии и гигиене труда в хлебопекарном, кондитерском и макаронном производстве, которые используются при выполнении учебно-исследовательской работы, курсовых и дипломных проектов и работ, а также в дальнейшей трудовой деятельности в соответствии с избранной специальностью.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

-    санитарное законодательство Российской Федерации

-    подзаконные акты и нормативно-правовые акты в области производственной санитарии

-    мероприятия по  санитарному обследованию пищевого предприятия

-    значение медицинского обследования сотрудников пищевого производства

-    общие понятия об инфекции, инфекционных болезнях

-    порядок медицинского обследования сотрудников пищевого производства

-    санитарно-гигиенические требования к пищевому  предприятию

-    метеорологические условия на производстве

-    основные способы нормализации микроклимата, методы и приборы контроля параметров микроклимата в производственном помещении

-    вредные вещества, классы опасности вредных веществ

-    комбинированное действие вредных веществ

-    источники шума на производстве, влияние шума на организм человека

-    источники вибрации на производстве, действие вибрации на организм человека

-    гигиенические критерии оценки и классификация условий туда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Технологическое оборудование отрасли» цикла СД  составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности: 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения.

Цель дисциплины заключается в вооружении студентов глубокими современными знаниями в области технологического оборудования отрасли с учетом теоретических, технологических, технических и экологических аспектов, а также в качественной и опережающей практической подготовке их к решению, как конкретных производственных задач, так и перспективных вопросов, связанных с технологическим оборудованием отрасли.

Для обеспечения цели дисциплины ставятся задачи по получению знаний,  умений для выполнения профессиональных обязанностей инженера.

Задачи изучения дисциплины определяются местом их в учебном плане подготовки инженеров, специализирующихся в области технологии хлебопекарных и макаронных производств и формулируются на основе требований к профессиональным знаниям и умениям, которыми должны овладеть студенты.

Студент должен знать (ядро профессиональных знаний):

­ назначение, область применения, классификацию, конструктивное устройство  и принцип действия, технические характеристики, критерии выбора современного технологического оборудования;

­ технологические цели, теоретические основы и инженерные задачи основных процессов хлебопекарных и макаронных производств;

­ основные технические проблемы и тенденции развития технологического оборудования;

­ методы расчетов технологического оборудования;

­ особенности эксплуатации и технического обслуживания технологического оборудования;

­ основные правила техники безопасности и экологической защиты окружающей среды при эксплуатации технологического оборудования;

­ проектировать технологическое оборудование, в наибольшей степени отвечающее особенностям производства;

­ подтверждать инженерными расчетами соответствие оборудования условиям технологического процесса и требованиям производства;

­ обеспечивать техническую эксплуатацию и эффективное использование технологического оборудования;

­ анализировать условия и регулировать режимы работы технологического оборудования;

­ проводить исследования работы оборудования.

Таким образом, задача дисциплины состоит в изучении современного технологического оборудования хлебопекарных производств, методов его расчета (общих и частных), вопросов его эксплуатации и технического обслуживания, в освещении основных технических проблем, научных достижений и современных тенденций развития технологического оборудования.

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» цикла СД  составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202  Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения.

Дисциплина "Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий" входит в блок специальных дисциплин учебного плана. Студенты полной формы обучения (ПФО) изучают эту дисциплину на 5 курсе.

На выпускном курсе, соответственно, 4 и 6, студенты изучают дисциплину специализации "Технология хлеба" или "Технология кондитерских изделий" или "Технология макаронных изделий".

В связи с этим содержание дисциплины "Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий" для студентов, специализирующихся по технологии хлеба, по технологии кондитерских изделий, по технологии макаронных изделий различается.

Для студентов, специализирующихся по технологии хлеба:

Студенты 5 (ПФО) изучают в полном объеме технологию кондитерских и макаронных изделий, а также технологические схемы производства изделий из пшеничной и ржаной муки.

Студенты выполняют две контрольные работы:

№ 2 – по технологии кондитерских изделий;

№ 3 – по технологии макаронных изделий.

В период лабораторно-экзаменационной сессии студент должен прослушать курс лекций по дисциплине, выполнить лабораторный практикум, пройти собеседование по контрольным работам и сдать экзамены по технологии кондитерских изделий и технологии макаронных изделий.

 Для студентов, специализирующихся по технологии кондитерских изделий.

Студенты 5 (ПФО) курсов изучают в полном объеме технологию хлеба и макаронных изделий, а также классификацию кондитерских изделий и технологические схемы их производства.

Студенты выполняют две контрольные работы:

№ 1 – по технологии хлеба;

№ 3 – по технологии макаронных изделий.

В период лабораторно-экзаменационной сессии студент должен прослушать курс лекций по дисциплине, выполнить лабораторный практикум, пройти собеседование по контрольным работам и сдать экзамены по технологии хлеба и технологии макаронных изделий.

Для студентов, специализирующихся по технологии макаронных изделий.

Студенты 5 (ПФО) курсов изучают в полном объеме технологию хлеба и кондитерских изделий, а также технологические схемы производства макаронных изделий.

Студенты выполняют две контрольные работы:

№ 1 – по технологии хлеба;

№ 2 – по технологии кондитерских изделий.

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Технохимический контроль макаронного производства» цикла ДС.В3  составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения.

К задачам дисциплины относятся изучение технохимического контроля на всех стадиях технологического процесса производства макаронных изделий,  начиная с поступления сырья на предприятие и кончая отправкой готовой продукции в торговую сеть.

Технохимический контроль на предприятии осуществляют производственные технологические лаборатории. В связи с этим при изучении курса рассматриваются вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением производственной лаборатории и её функции и задачи.

Изучение дисциплины «Технохимический контроль макаронного производства» способствует ознакомлению будущих инженеров:

- с теоретическими и практическими аспектами  технохимического контроля макаронного производства;

- с основными положениями действующих нормативных и технических документов на сырье, готовые изделия и методы определения их качества;

- с основными методами и способами определения показателей  качества сырья, полуфабрикатов и готовых изделий;

- с мероприятиями, направленными на снижение технологических затрат и ликвидацию технологических потерь.

Кроме того, изучение данной дисциплины способствует  формированию навыков работы с измерительными приборами для контроля параметров технологического процесса, а также качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции согласно требованиям стандартов.

 Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Технохимический контроль хлебопекарного производства» цикла ДС.В3  составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения.

Дисциплина “Технохимический контроль хлебопекарного производства” базируется на знаниях, приобретенных студентами при изучении таких дисциплин, как неорганическая, органическая, физическая, коллоидная, аналитическая химии, физико-химические методы анализа, биохимия, пищевая химия, введение в технологии продуктов питания, технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий.

Дисциплина изучается на 5 курсе (ПФО).

Цель изучения дисциплины:

1) ознакомить будущих инженеров:

- с теоретическими и практическими аспектами технохимического контроля хлебопекарного производства;

- с основными положениями действующих нормативных и технических документов на сырье, готовые изделия и методы определения их качества.

2) привить навыки работы с измерительными приборами по контролю параметров технологического процесса, качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции согласно требованиям стандартов.

Дисциплина «Технохимический контроль хлебопекарного производства» продолжает формирование профиля инженера  всех форм обучения, служит основой в подготовке студента к решению вопросов контроля качества сырья полуфабрикатов и готовых изделий, аппаратурно-технологических схем производства, проектированию хлебопекарных, кондитерских и макаронных предприятий.

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Технохимический контроль кондитерского производства» цикла ДС.В3  составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности: 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения.

Дисциплина “Технохимический контроль кондитерского производства” базируется на знаниях, приобретенных студентами при изучении таких дисциплин, как неорганическая, органическая, физическая, коллоидная, аналитическая химии, физико-химические методы анализа, биохимия, пищевая химия, введение в технологии продуктов питания, технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий.

“Технохимический контроль кондитерского производства” изучается на 5 курсе (ПФО).

Цель изучения дисциплины:

1) ознакомить будущих инженеров:

- с теоретическими и практическими аспектами технохимического контроля хлебопекарного производства;

- с основными положениями действующих нормативных и технических документов на сырье, готовые изделия и методы определения их качества.

2) привить навыки работы с измерительными приборами по контролю параметров технологического процесса, качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции согласно требованиям стандартов.

Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» цикла ЕН.В1 составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202 - Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий.

Учебная дисциплина “Безопасность жизнедеятельности” соединяет тематику безопасного  взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов в чрезвычайно-опасных ситуациях. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение рабо­тоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Дисциплина “Безопасность жизнедеятельности” рассматривает:

- современное состояние и негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, основы физиологии и рациональные условия деятельности;

- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации;

- средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;

- основы проектирования и применения экологозащитной техники, методы исследования устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирование чрезвычайных ситуаций и разработка моделей их последствий, в том числе и в условиях ведения военных действий, и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; контроль и управление условиями жизнедеятельности;

- требования к операторам технических систем и ИТР по обеспечению безопасности и экологичности деятельности.

Основная задача дисциплины - вооружить инженеров-технологов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

 – создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

 – идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

 – разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

 – проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;

 – обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

– принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

 – прогнозирования развития негативных воздействий и технической оценки последствий их действия.

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Биотехнологические  основы производства хлеба» цикла ДС.В2  составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202  Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения.

Изучение студентами биотехнологических процессов создает теоретические и технологические основы совершенствования и интенсификации хлебопекарной отрасли.

Биотехнология хлебопекарного производства объединяет научные достижения в области технической микробиологии, биохимии, молекулярной биологии, технологии хлеба.

Углубленное изучение и освоение знаний в области биотехнологии способствует успешному решению инженером технологических задач на производстве, выявлению возможностей воздействия на направленность и интенсивность сложного комплекса коллоидных, биохимических, микробиологических, физико-химических процессов, происходящих при формировании хлебобулочных изделий высокого качества.

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Технология кондитерских изделий» цикла ОФД  составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности: 260202 - Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения. Изучается студентами полной заочной формы обучения на 6 курсе.

Целью изучения дисциплины "Технология кондитерских изделий" является подготовка высококвалифицированного специалиста, способного творчески работать в условиях рыночных отношений на предприятиях кондитерской отрасли, проектных и исследовательских учреждениях.

Рабочая программа включает основы производства различных видов кондитерских изделий, современные технологии, проблемные вопросы создания нового ассортимента изделий, в том числе диетического назначения, а также решение проблем безотходной технологии.

Дисциплина направлена на приобретение студентами навыков по изготовлению широкого ассортимента кондитерских изделий и проведение технохимического контроля.  

Дисциплины биохимия, микробиология, физическая и коллоидная химия, пищевая химия, теплофизика, физико-химические основы технологии кондитерских изделий, реология  пищевых масс  являются теоретической базой курса технологии.

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Технология макаронных изделий» цикла ДС.В1  составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202 - Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий.  Предназначена для студентов всех форм обучения.

Цель и задачи дисциплины:

- подготовить инженеров к профессиональной деятельности в области производства макаронных изделий;

- дать теоретические знания, обучить профессионально-практическим навыкам работы  в лаборатории на производстве, в проектных институтах, научно-исследовательских институтах;

- научить студента диалектически мыслить, самостоятельно использовать полученные знания для решения проблем совершенствования технологии, внедрения новейших технологий, привить профессиональную ответственность.

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Технология хлеба» цикла ДС.В1  составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202 - Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения.

Дисциплина «Технология хлеба» базируется на знаниях, приобретенных студентом при изучении естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Цель изучения дисциплины студентом – получение знаний по технологии хлебобулочных изделий, которые используются при выполнении учебно-исследовательской работы, курсовых и дипломных проектов и работ, а также в дальнейшей трудовой деятельности в соответствии с избранной специальностью.

Студенты всех форм обучения изучают специальную литературу в соответствии с рабочей программой дисциплины, изложенной в данном документе. В результате изучения дисциплины «Технология хлеба» студент должен приобрести умение совершенствовать и оптимизировать действующие технологические процессы на базе системного подхода к анализу качества сырья, свойств полуфабрикатов и требований к качеству готовой продукции.

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Физико-химические основы технологии кондитерских изделий» цикла ДС.В2  составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202 - Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Специализация  260202.02 Технология кондитерских изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения.

Изучение дисциплины «Физико-химические основы технологии кондитерских изделий» базируется на знании ряда дисциплин, изучаемых на предшествующих курсах (коллоидная химия, физическая химия, научные основы пищевых производств, пищевая химия, общая технология пищевых производств, технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий).

Таким образом, будущий инженер, специалист в области кондитерского производства должен владеть физико-химическими основами технологии кондитерских изделий. Дисциплина " Физико-химические основы технологии кондитерских изделий " является базовой профессиональной дисциплиной, владение которой,  поможет специалисту управлять технологическим процессами и получать конкурентоспособную продукцию.

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Физико-химические основы производства макаронных изделий» цикла ДС.В2  составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202 - Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения.

Изучение студентами физико-химических процессов создает теоретические и технологические основы совершенствования макаронной отрасли.

Физико-химические основы производства макаронных изделий объединяет научные достижения в области технологической микробиологии, биохимии и технологии производства макаронных изделий, имеющей некоторые особенности

Углубленное изучение и освоение знаний в области физико-химических процессов  способствует успешному решению инженером технологических задач на производстве, выявлению возможностей воздействия на направленность и интенсивность сложного комплекса коллоидных, биохимических, микробиологических, физико-химических процессов, происходящих при формировании макаронных изделий высокого качества.

 Методические указания по курсовому проектированию хлебозаводов. В документе изложены методы технологических расчетов при проектировании хлебозаводов, указания по оформлению расчетно-пояснительной записки и графической части и список рекомендуемой литературы. Даны приложения, содержащие справочные данные для выполнения технологических расчетов, характеристика технологического оборудования. Указания предназначены для студентов  6 курса (ПФО) специальности 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий.

Курсовое  проектирование  хлебопекарных предприятий  является ответственным этапом в подготовке инженеров для хлебопекарной промышленности. Курсовое проектирование необходимо для закрепления пройденного материала по технологии хлеба, оборудованию хлебопекарного предприятия, промышленному строительству и для подготовки студента к выполнению дипломного проекта.

Методические указания предназначены для студентов, специализирующихся по технологии хлеба.

Студент получает индивидуальное задание на курсовой проект на практических занятиях по дисциплине «Проектирование предприятий».

Темой курсового проекта является строительство нового хлебозавода, пекарни или реконструкция действующего хлебозавода.

 В задании на проект указываются:

- суточная производительность предприятия, т; 

- ассортимент вырабатываемых изделий в количестве двух наименований.

Курсовой проект состоит из расчетно-пояснительной записки и графической части.

В состав расчетно-пояснительной записки входит: введение, описание хлебозавода и аппаратурно-технологических схем производства изделий, технологические расчеты, список литературы, спецификация оборудования.

В графическую часть курсового проекта входит:

- аппаратурно-технологические схемы производства (1 лист);

- поэтажные планы производственных, подсобных, вспомогательных и административно-бытовых помещений (1-3 листа). 

Выполняя курсовой проект, студент должен ознакомиться с технологическими схемами и оборудованием современного хлебопекарного производства, приобрести навыки самостоятельного изучения технической литературы, а также подбора материалов, необходимых в дальнейшем для выполнения дипломного проекта.

При защите курсового проекта проверяются знания студента по технологии и оборудованию хлебопекарного производства, а также приведенных в проекте расчетов и компоновочных решений.

Методические указания по дипломному проектированию хлебозаводов.  В методическом документе изложены методы технологических расчетов при проектировании хлебозаводов, указания по оформлению расчетно-пояснительной записки и графической части и список рекомендуемой литературы. Даны приложения, содержащие справочные данные для выполнения технологических расчетов, характеристика технологического оборудования. Документ предназначен для студентов  6 курса (ПФО) специальности 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий.

Выполнение дипломного проекта предусмотрено учебным планом в течение 112 дней.

Законченный дипломный проект студент подписывает у консультантов и руководителя, получает отзыв-рецензию о работе над дипломным проектом у руководителя, представляет свой проект на кафедру для просмотра и допуска к защите, получает направление на защиту дипломного проекта в ГЭК.

Дипломный проект разрабатывается студентом в соответствии с заданием, утвержденным кафедрой технологии хлебопекарного, макаронного и кондитерского производств, и является заключительной выпускной работой, на основании которой Государственная экзаменационная комиссия решает вопрос о присвоении студенту квалификации инженера по специальности "Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий".

  Студенты могут выполнять и защищать в ГЭК:

- дипломные проекты реконструкции действующих предприятий, их технического перевооружения и расширения;

- дипломные проекты новых предприятий;

- дипломные научно-исследовательские работы.

Объем расчетно-пояснительной записки до 100 страниц рукописного текста.

Спецуказание необходимо выделять и дать описательную часть в соответствующем разделе.

Графическая часть дипломного проекта выполняется на листах ватмана стандартного размера и состоит из генерального плана предприятия, поэтажных планов, разрезов продольных и поперечных, аппаратурно-технологических схем, таблицы основных технико-экономических показателей хлебозавода – тушью. Объем графической части – 6 листов. Планы и разрезы выполняются в масштабе 1:100, генплан – в масштабе 1:500. Не разрешается выполнять планы и разрезы в масштабе 1:50 и 1:200.

Расчетно-пояснительная записка и графический материал дипломного проекта должны отвечать требованиям Единой системы конструкторской документации. Структура записки должна быть аналогична приведенной в методических указаниях.

Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности  260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

Целью государственной аттестации является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 260202 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» (базовый уровень высшего профессионального образования).

Итоговая государственная аттестация выпускников по специальности 260202 в соответствии с Государственными требованиями проводится в виде итогового междисциплинарного экзамена по специальности. 

Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности (далее – экзамен по специальности) является одним из видов итоговой государственной аттестации выпускников, завершающих обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, и проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования в Российской Федерации.

Экзамен по специальности проводится с целью выявления соответствия уровня подготовки и качества выпускника Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования в части государственных требований и дополнительным требованиям образовательного учреждения по специальности.

Согласно учебному плану на подготовку к экзамену по специальности отводится 2 недели, на проведение экзамена по специальности отводится 2 недели.

Экзамен по специальности проводится в три этапа: теоретическая часть, расчетная часть, практическая часть и направлен на выявление готовности выпускника к профессиональной деятельности.

Рабочая учебная программа Учебная практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Рабочая программа учебной практики разработана на основании Положения об организации практики студентов филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского» в г. Липецке, основанного на следующих нормативных документах:

- Федеральных законов РФ «Об образовании» от 13.01.1996 №12-ФЗ, «О высшем и послевузовском образовании» от 22.08.1996 №125-ФЗ;

- Трудового кодекса Российской Федерации;

- Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации от 17.02.2008 №71;

- Приказа Минобразования России «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» от 25.03.2003 № 1154.

Основная цель учебной практики – получение информации и приобретение практических навыков, связанных с выбранной специальностью для подготовки к изучению специальных дисциплин в последующих семестрах.

Задачи учебной практики:

- общее знакомство студентов с производством хлеба, кондитерских, макаронных изделий;

- знакомство с ассортиментом, основными технологическими процессами и оборудованием.

В соответствии с ГОС ВПО учебная практика для студентов проводится:

- на предприятиях, в организациях, учреждениях различного типа и уровня с целью ознакомления студентов с будущей специальностью;

- в лабораториях и специализированных классах с целью приобретения  студентами практических навыков.

Учебная практика в составе всей группы студентов проводится в виде экскурсий на предприятия хлебопекарной, кондитерской и макаронной промышленности или в лабораториях и специализированных классах с использованием ауди- и видеоматериалов.

Экскурсии проводятся на предприятия хлебопекарной, кондитерской и макаронной промышленности, где студенты знакомятся с производством хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий.

В лабораториях кафедры студенты знакомятся с производством хлеба, кондитерских и макаронных изделий по фильмам, презентациям, наглядным материалам, оборудованию и специальной литературе.

Рабочая учебная программа Производственной практики составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения.

Практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Рабочая программа производственной практики разработана на основании Положения об организации практики студентов филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского» в г. Липецке, основанного на следующих нормативных документах:

- Федеральных законов РФ «Об образовании» от 13.01.1996 №12-ФЗ, «О высшем и послевузовском образовании» от 22.08.1996 №125-ФЗ;

- Трудового кодекса Российской Федерации;

- Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации от 17.02.2008 №71;

- Приказа Минобразования России «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» от 25.03.2003 № 1154.

 Цель производственной практики – закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения и  приобретение опыта работы по выбранной специализации.

Задачи производственной практики:

- всестороннее изучение производства по избранной специализации;

- подбор материалов для выполнения курсового проекта по технологии хлеба (технологии кондитерских или макаронных изделий).

В соответствии с ГОС ВПО производственная практика для студентов может быть организована на предприятиях, в организациях, учреждениях, лабораториях или иных местах.

Производственная практика студентов проводится на предприятиях хлебопекарной, кондитерской и макаронной промышленности или в лабораториях кафедры с использованием ауди- и видеоматериалов.

 

Рабочая учебная программа Преддипломной практики  составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 260202 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Предназначена для студентов всех форм обучения.

Преддипломная практика является завершающим этапом закрепления и обобщения теоретических знаний и формирования практических навыков специалиста.

Цель преддипломной практики – помощь студенту в сборе необходимого материала для выполнения выпускной квалификационной работы специалиста.

Преддипломную практику студенты проходят на предприятиях Липецка и других городов, на хлебозаводах, подлежащих реконструкции, пекарнях.

Задачи преддипломной практики:

  1. Ознакомление с передовыми предприятиями хлебопекарной промышленности, с прогрессивными технологическими процессами и оборудованием.
  2. Сбор материалов и данных для выполнения дипломного проекта.
  3. Приобретение опыта организационной и воспитательной работ.
  4. Приобретение навыков в осуществлении контроля производственных процессов на хлебозаводе.